Dudkinet.ru

dudkinet.ru сайт для саксофонистов
dudkinet.ru сайт для саксофонистов

Исполнительское дыхание при игре на духовых музыкальных инструментах

   Время чтения 14 минут

  1. Постановка исполнительского дыхания
  2. Распределение дыхания
  3. Специфика исполнительского дыхания
  4. Исполнительское дыхание у детей

Исполнительское дыхание имеет ключевое значение в формировании навыка исполнительства на духовых музыкальных инструментах. Как показывает практика – невозможно добиться высокого уровня исполнительского мастерства, если дыхание поставлено неправильно, либо если работа над постановкой исполнительского дыхания не проводилась в должной мере и объеме.

Специфика игры на духовых музыкальных инструментах требует от исполнителя не только свободного владения своим дыханием, но и правильного взаимодействия дыхания с работой губ, языка, мышц грудной клетки и брюшной полости, слуха, потому что без этого невозможно исполнение художественных задач, стоящих перед исполнителем. В связи с этим, важным моментом начального обучения игре на всех музыкальных духовых инструментах, является необходимость научиться правильному и рациональному исполнительскому дыханию. Кроме того, учащийся должен иметь ясное представление о работе мышц, формирующих исполнительский аппарат.

Следует ознакомить учащегося с физиологическими основами нашего дыхания, однако не стоит углубляться в анатомию человека, потому что ребенку понимание этой информации будет недоступно, в силу возраста и знаний. Можно прибегнуть к образности, и представить наши легкие, воздушные пути, дыхательное горло как дерево. Воздушное горло представим как ствол дерева, ветки – бронхами, а легочные пузырьки – листвой дерева. При вдохе воздух наполняет наши легкие, как ветер шуршит листвой и гуляет между ветвей. Но воздух не встречает препятствия. Ни ветви, ни листва не мешаю ему. Так и при игре на духовых инструментах, воздух спокойно наполняет наши легкие при вдохе, и покидает их при выдохе.

При всем при этом, не следует забывать о диафрагме. Ей принадлежит активная роль в механизме дыхания. От правильного владения дыханием зависит чистота интонации, устойчивость и выразительность звука, поэтому необходимо серьезное освоение правильного владения дыханием с самого начала обучения игре на духовых инструментах. Но все, о чем говорилось выше, касается анатомии и физиологии человека. Теперь же я хочу поговорить о вопросе постановки исполнительского дыхания в период первоначального обучения на духовых музыкальных инструментах.

Постановка исполнительского дыхания

Первое, о чем стоит упомянуть, что вдох всегда делается максимально большой и быстрый. Независимо от характера исполняемой музыки и времени, отведенного для вдоха, вдох должен быть большим и быстрым. Эта привычка позволит лучше почувствовать дыхание на начальном этапе. Второе, воздух наполняет наши легкие также, как и вода наполняет сосуд – снизу вверх, поэтому сперва наполняется нижняя часть легких. Верным показателем этого будет расширение ребер и небольшое выпячивание живота вперед. И дальше воздух, наполнив нижнюю часть легких, будет стремиться заполнить остальную часть, и здесь показателем будет являться, как бы, расширение грудной клетки, ощущение её приподнятости, но плечи подниматься не должны. Поднятие плеч – это тревожный знак, говорящий о неправильности исполнительского вдоха.

Дальше, набранный воздух просто выдуваем, но не опускаем при этом грудную клетку, она остаётся зафиксированной в приподнятом положении в течение всего исполняемого произведения. Таким образом должны производится вдох и выдох при игре на музыкальных инструментах. Среди певцов существует поговорка, выражающая глубокую истину: «Искусство пения – есть школа дыхания». Эти слова вполне могут быть применены к играющим на любых духовых музыкальных инструментах.Существует понятие «Техника исполнительского дыхания». Она говорит об умении исполнителя использовать свойственную дыханию гибкость, способность дыхания видоизменяться, в зависимости от требований исполнителя музыки. Основная трудность исполнительского дыхания заключается в необходимости объединить два момента – быстрый, короткий вдох и продолжительный, равномерный выдох. Быстрый короткий вдох должен производиться без ущерба для длительности звуков, причем исполнитель не должен для облегчения дыхания пропускать отдельные звуки, как это нередко делается.

Еще большие требования предъявляются к исполнителям при выполнении второй фазы дыхания – выдоха. Кроме того, выдох должен обладать большой гибкостью, способностью к различной интенсивности или скорости. Без этого нельзя обеспечить правильное выполнение различных динамических оттенков. Выдох музыканта должен происходить с таким расчетом, чтобы в легких оставалась небольшая часть воздуха. Практически это сводится к умению играющего создать «опору» дыхания или умению при выдохе удерживать грудную клетку в возможно более приподнятом положении (положении вдоха). В методической литературе этот прием хорошо изложен профессором С.Розановым: «Очень важно, чтобы играющий уяснил, что чем тверже удерживается грудь и верхние ребра во время выдоха, чем медленнее диафрагма и мышцы приходят в свое первоначальное положение, тем равномернее выходит воздух из легких, что очень важно при игре на музыкальных инструментах».

Распределение дыхания

В исполнительской практике музыкантов часто встречаются случаи, когда играющий, не имея возможности сыграть на одном дыхании продолжительную музыкальную фразу, вынужден где-то взять дыхание. В практике это определяется внутренним чутьем музыканта, его природной чуткостью к музыкальной фразировке, так как и в методической литературе подробных указаний на этот счет, обычно, не дается. Играющий должен уметь правильно определять границы музыкальных построений, то есть уметь определять цезуру. Установление цезуры можно сравнивать с расстановкой соответствующих знаков препинания в словесной речи. Пользуясь подобной аналогией, мы можем сказать, что разрывать единое музыкальное целое так же недопустимо, как недопустимо при чтении или в разговорной речи прерывать начатую мысль на полуслове.

Для исполнителя, играющего на духовом музыкальном инструменте, умение правильно установить цезуру поможет определить момент очередного вдоха. В соответствии с этим могут быть сформулированы следующие наиболее общие закономерности смены дыхания в момент игры: в целях соблюдения единства музыкального целого, дыхание следует менять во время пауз, так как они являются наиболее отчетливым выражением цезуры; при исполнении музыки, имеющей большое количество пауз, дыхание ни в коем случае не следует брать на каждой паузе, ибо частая смена дыхания приведет к быстрому утомлению музыканта; при отсутствии пауз для смены дыхания можно использовать продолжительные звуки, так, например, если после продолжительного звука следует один или несколько коротких звуков, то дыхание следует брать после длинного (продолжительного) звука; кроме пауз и продолжительных звуков основанием для смены дыхания является повторение музыкального материала. Если ярко выраженные признаки цезуры отсутствуют (что может иногда встречаться при непрерывном мелодическом движении), то основанием для установки цезуры и смены дыхания может служить смена гармонических функций; резкая смена динамики; смена регистров. При смене дыхания во время игры нужно иметь в виду, что любое музыкальное построение обычно заканчивается аккордовым звуком. Поэтому не следует делать очередной вдох на неаккордовых звуках в момент задержания, перед проходящим звуком или после него; перед вспомогательным звуке в момент подъема. Кроме того, для сохранения большей выразительности исполнения, не рекомендуется брать дыхание после вводного тона.

Во всех этих элементах правильное дыхание исполнителя играет существенную роль, способствуя большей выразительности музыкального исполнения. Отсюда следует, что для музыканта большое значение имеет технически правильное исполнительское дыхание.

Специфика исполнительского дыхания

Исполнительское дыхание музыканта существенно отличается от физиологического. Вот суть их основных различий: физиологическое дыхание непроизвольно, а исполнительское дыхание не только совершается произвольно, но и требует от музыканта подлинно виртуозного управления; объем исполнительского дыхания значительно превосходит объем физиологического; в отличие от физиологического исполнительское дыхание не ритмично, обе его фазы (вдох и выдох) совершаются вынужденно, произвольно, в зависимости от характера и построения исполняемых музыкальных фраз. В спокойном физиологическом дыхании продолжительность вдоха и выдоха почти равны, а в исполнительском дыхании асимметричность вдоха и выдоха, как правило, проявляется в гораздо большей степени; физиологический вдох осуществляется, обычно, через нос, а во время игры на духовом инструменте вдох производится главным образом через рот; физиологический выдох носит пассивный характер и осуществляется бесконтрольно, а исполнительский же осуществляется «на опоре» и расходуется экономно. Таким образом в отличие от физиологического исполнительское дыхание связано с большим расходом физических сил.

Практика игры на духовых инструментах показывает, что овладение навыками дыхания немыслимо без длительной и систематической тренировки дыхательного аппарата, которая должна начинаться с первых моментов обучения. Овладение навыками дыхания должно быть связано с уяснением элементов правильной постановки, так как неправильное положение некоторых частей тела нередко оказывает существенное влияние на свободу дыхания. Развитие и тренировка дыхательного аппарата музыканта должны производиться двумя способами – без игры на инструменте и в процессе игры.

В основе первого способа лежат объяснения преподавателя и попытки учащегося повторить верное дыхание без инструмента. А также общефизические упражнения (развитие мускулатуры, бег и т.д.). Второй способ тренировки заключается в игре специальных упражнений на инструменте. Это основной вид тренировки дыхательного аппарата, поскольку в процессе игры наиболее естественно развиваются сила, гибкость и координация дыхательных мышц. Указанные упражнения способствуют развитию дыхания, а также укреплению дыхательного аппарата и достижению хорошего и ровного звучания.

Исполнительское дыхание у детей

Проще всего объяснить ребёнку верное дыхание следующим образом. Попросить его поднять руки и сделать глубокий вдох, обратив внимание, что его грудная клетка расширилась и приподнялась. Затем стоит опустить руки ребёнка попросив, не опускать грудную клетку, а зафиксировать её в прежнем положении. Теперь делаем вдох и выдох с опущенными руками, но с не опускающейся, приподнятой грудью. Следим, чтобы ребёнок при вдохе не поднимал плечи: плечи вниз, грудь вперёд. В таком положении ребёнку проще расслабить плечи, руки, кисти, что сказывается на повышении техники исполнительства.Одним из главных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Звук саксофона дрожит, качается и звучит толчками. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного и красивого звучания инструмента. Предлагаю следующее упражнения для развития плавности и равномерности выдоха. Предварительно выдохнув, нужно сделать резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Начинаем медленно выдыхать со звуком ТЦ-Ц-Ц сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Следует поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.